Акция Архив

«Северная звезда – 2025»

«Северная звезда – 2025»

Стартовал молодежный конкурс «Северная звезда – 2025»

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2024 год стали Филипп Резников (г. Москва), Ольга Гусева (г. Петрозаводск), Татьяна Ушакова (г. Петрозаводск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 01-02, стр. 79

Цивилизация Сергия Радонежского

Андрей РУДАЛЁВ, Дискуссионный клуб


Андрей РУДАЛЁВ

г. Северодвинск, Архангельская область

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 

Великий святой стал символом преображения страны

 

Одним из самых убийственных обвинений русской культуре и самым весомым доказательством ее… неполноценности традиционно является то, что она не пережила Ренессанса, не ощутила всплеска западноевропейского гуманизма. Здесь только одна бесконечная и застойная осень Средневековья, не было Петрарки, Леонардо, своего Рафаэля, Шекспира, Данте. Не было любовной реставрации античного культурного тренда, да и, собственно, что могли здесь знать об Античности темные и забитые люди, всегда живущие под тем или иным игом-гнетом. О каком революционном Возрождении здесь может идти речь, когда тягучая инерция здесь правит бал?! И еще бесконечный ряд «не» предъявляется…

Беда! «Людоедская» улыбка Джоконды русскую культуру не освещала, до гор трупов высшей точки гуманизма, как в финале пьес Шекспира, здесь тоже далеко... Отсюда и еще одно «не»: а была ли вообще культура на Руси или только прозябали здесь испокон веков одни безграмотные забитые крестьяне-лапотники, которые прячутся в темных избах и смотрят на белый свет через бычьи пузыри в окнах?..

Все подобные абстрактные построения и рассуждения разбиваются, когда начинаешь говорить о конкретных примерах. Сергий Радонежский – одна из самых безусловных фигур отечественной истории и культуры. От него нас отделяет семьсот лет, и в этом году будет круглая дата с его рождения. Именно он – неученый отрок Варфоломей, ставший после пострижения в монахи Сергием, разрушает все тезисы, доказывающие ущербность русской культуры.

Он не являлся интеллектуалом. Знанию, которому его с прилежанием учил учитель, Варфоломей «не внимаше и не умеяше». Но при этом постоянно обращался с просьбой: «Господи! Ты дай же ми грамоту сию, ты научи мя и въразуми мя!» Известен эпизод чудесного овладения им грамотой. Под дубом от «старца свята» Варфоломей получил книжное знание от Бога, а не от человека. Тогда же старец предсказал, что в будущем он построит обитель Святой Троицы и многих «приведет въслед себе на разум божественных заповедей».

Сергий не был интеллектуалом в западноевропейском понимании, но в то же время его можно считать практикующим богословом, учение которого разворачивалось в его жизненном пути: «да явится ученик святыя Троица»…

 Обитель Троицы – это далеко не только лавра, основанная святым. Собственно, этой обителью становилась вся Русь Сергия. Троичный догмат – величайшее достижение христианской цивилизации, совершенно не объяснимое с точки зрения формальной логики. Обустраивая обитель Троицы, Русь становилась центром православного мира. Не случайно Сергий получил крест и благословение от константинопольского патриарха Филофея. Уже в следующем столетии падет Константинополь и национальная идеология «четвертого Рима» окончательно оформится. Она станет движителем для русских людей на протяжении всех последующих столетий, заставляя их осваивать безграничные пространства, выстраивать из обители Троицы русскую цивилизацию.

В основании этой цивилизации не богоборческий жест, как это было в европейском Возрождении. Русское Преображение – обращение к религиозному, молитвенное общение с Богом, жажда получить знание не от человека, а от Него, поэтому всегда у русской культуры было мощное целеполагание, стремление освоить не только мир, не только космос, но многим больше. Для этого мира никогда не существовало границ.

Кстати, о патриархе Филофее. Он являлся учеником святого Григория Паламы, основоположника исихазма, который дал толчок к православному палеологовскому Возрождению. От него на Русь пошло так называемое второе южно-славянское влияние, равносильное по значимости с Крещением Руси. Если тогда, при Владимире, страна собиралась и поднималась от языческого неверия, то теперь она, освобождаясь от ига, готовилась к своему новому духовно-культурному подъему, к преображению.

В самой знаменитой книге Григория Паламы «Триады в защиту священнобезмолвствующих» идет дискуссия с Варлаамом Калабрийским, который превозносит человеческое познание, логическое мышление, древнегреческую философию. Совершенно ренессансный муж. Разум Варлаам объявляет единственным началом и залогом богоподобия. Разум – путь и способ богопознания и богообщения. В ответ ему Григорий Палама рассуждает о богословском обосновании исихастского принципа «введения ума внутрь». Развивает учение о символичности человека, или, по выражению Иоанна Мейендорфа, вводит понятие «христоцентрического» человека. Отсюда познание и созерцание Бога может происходить путем рассмотрения внутреннего мира, внутреннего существа человека. Через это начинается процесс «собирания» тела, души, ума с целью восстановления своего изначального христоподобного облика. В ориентире на христоподобный облик человека нет намека на западноевропейский гуманизм, но разве это как-то умаляет человека? Наоборот, возносит человеческую антропологию на совершенно недосягаемую высоту. Человек становится храмом, в нем звучит божественная симфония.

Собственно, житие русского Сергия Радонежского стало живой иллюстрацией тезисов, которые развивает в своих «Триадах» Палама. Варфоломей преображается в Сергия. Языческая Русь времен Владимира становится православной и практически сразу переходит в разряд одной из самых культурных и просвещенных государств. Сбрасывая иго в XIV веке, страна готовится стать наследницей всей восточноправославной цивилизации, не возрождая, а преображая себя.

Хрестоматиен эпизод благословения Сергия на борьбу с врагом князя Дмитрия: «Иди противу их, и, Богу помагающу ти, победиши, и здрав съ своими възвратишися. Токмо не малодушьствуй!» Сергий был также крестным сыновей князя, периодически выполнял его дипломатические поручения. Сейчас такое сращение Церкви с государством стало бы острокритической притчей во языцех, но тогда этот синтез был символом русской соборной победы с назиданием «не малодушествуй!».

Кстати, есть в житии Сергия и эпизод о беснующемся вельможе-боярине, которого он излечил своими молитвами, после чего тот стал кроток. Стоит ли говорить, что это очень актуально для современной России и ее вельмож…

Что еще крайне важно и актуально для нас: от Сергия пошло центробежное движение, освоение территории по векторам вглубь. Возникла легендарная Северная Фиваида. Появилось почти полторы сотни монастырей, которые являлись в то время средоточием культурной жизни. Многие из них основали его ученики. Этот вектор идет от Троицевой лавры до вологодских обителей, таких как Кирилло-Белозерский монастырь и Ферапонтово, через Антониево-Сийский, Николо-Корельский монастыри в современной Архангельской области и до Соловков.

Через него пошел мощный толчок к искусству. Из того, что мы знаем: например, «Житие» Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым и отредактированное Пахомием Логофетом в стиле «плетения словес». А ведь то, что мы знаем о древнерусской книжности, – это даже не вершина айсберга, а многим меньше. Количество книг здесь исчислялось забитыми до отказа храмами и избами. Чего стоит один великий Андрей Рублев, который запечатлел надмирный свет в своих «умозрениях в красках»?!

Рядом с Сергием стоит его современник Стефан Пермский, который реализовал приобщение других народов не огнем и мечом, а через просвещение. Он составил зырянский алфавит, стал просветителем для этого народа, равноапостольным, перевел Писание. Этот импульс к просвещению народов стал одним из основных культурных страт русской цивилизации.

Тот же Сергий завел на Руси киновийные общежительные монастыри, которые можно считать прообразом общежительного сосуществования многих народов в России.

 

Хотя, конечно, имеет ли вообще все это значение для тех, кто трактует отечественную средневековую культуру, основанную на эталоне религиозного, исключительно в мрачных тонах, как темное время культурного застоя, практически то же, что и монголо-татарщина для Руси? Которые считают, что средневековая религиозность – печать проклятия России, и ее должна заменить секулярная культура с культом свободного ни за что не отвечающего человека, вокруг которого должен кружиться весь мир?..

В 2014 году – семьсот лет со дня рождения Сергия. Остается надеяться, что мы вспомним тот импульс, ту творческую энергию, которую он дал русской цивилизации. Ведь, по сути, именно Сергий – это наше все, наш светильник. Света нам сейчас катастрофически не хватает.

Назад