Новый год считается праздником семейным. Но что такое семья? Это любовь, родственные узы, гармония или поиски ее, память и связь поколений, и много чего еще. Разных граней этого большого понятия касаются многие произведения номера.
Повесть Николая Александрова «Золотой огонь Салаира» охватывает 1919-1940 годы прошлого века. Герои повести поручик Алексей Левашов и Ксения, выйдя из пламени Гражданской войны, укрылись в сибирской тайге на Счастливой горе, стараясь свести контакты с внешним миром к минимуму. Но незадолго до смерти Левашов признает: «…укрывшись от людей, счастья не найдешь. Конечно, семья – это самое главное, это твоя маленькая страна, твой мир. А я хотел сказать, что твой мир, твоя семья может жить только в мире людей, в мире таких же счастливых семей. Если бы мы с моей Ксюшей жили среди людей, с нами не случилось бы беды». Повесть Александрова – пронзительная с горьким привкусом история любви, история жизни, история судьбы, которая однажды не туда свернула.
Об истории семьи и событиях детства с помощью Аллы Плотниковой, учителя-краеведа из Песковки Кировской области, рассказывает Ким Лонн, потомок американских финнов, которые приехали в свое время в первое государство рабочих и крестьян строить новое общество. Ким Лонн родился в 1938 году в Петрозаводске, его отец был репрессирован и оказался в Песковке, куда в 1946 году отправилась и семья. Материал называется «Ким Лонн. Судьба страны – судьба человека».
Отец и рыбалка – именно эта тема является основной в рассказах «С отцом» Сергея Мурашева из Коломны в рубрике «Память детства». Первые впечатления, первые наблюдения, первое единение с природой, – все это память сохраняет надолго.
В рассказе москвича Владимира Чернявского «Хозяин травы» читателя ожидает крутой поворот. Герой рассказа Алексеев болен раком и почти потерял связь с дочерью, которая уехала из страны и осела в США. Но память отца постоянно рисует картинки прошлого. Алексеев на один день нанимает постучавшегося в калитку таджика Сардо, чье имя переводится как хозяин, для покоса травы на лужайке перед дачным домом, а затем решает с его помощью отремонтировать сам дом. В результате короткого знакомства ноги ведут Алексеева к нотариусу…
Места детства известного ярославского прозаика Юрия Бородкина относятся к российской глубинке. Но глубинка эта издавна была родиной замечательных людей русской науки и русской литературы. Именно эти места послужили истоком для написания «Исторических заметок», охватывающих период от Владимира Мономаха до Великой смуты. Интересно не только то, что у автора свой взгляд на историю, но и то, что он порой обращается к историческим эпизодам, не очень известным широкой читательской аудитории.
Крайне актуальную литературоведческую работу «Видеть то, что другие не замечают» представляет автор из Симферополя Руслан Семяшкин. Он обращается к отрицательным персонажам классика советской литературы Анатолия Иванова, известного всем по экранизациям романов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Типажи, прописанные Анатолием Ивановым 1960-70 годах 20 века, и поныне здравствуют и множатся.
В поэтической рубрике читайте стихи Натальи Лайдинен, жителей вологодской области Василия Мишенёва и Николая Цыганова. ярославца Олега Гонозова, калининградца Сергея Миронова и Людмилы Мехед из Костомукши.
Кроме того, в номере новые рассказы петрозаводских авторов Владимира Софиенко и Владимира Рудака, окончание статьи Татьяны Ушаковой о судьбе петрозаводского аэроклуба «Школа мужества», «Эвенкийские записки» Марата Валеева, новогодние сюжеты Ирины Ларионовой, а также другие интересные произведения.
Читайте «Север» – ваш журнал!