Акция Архив

«Северная звезда»-2024

«Северная звезда»-2024

3 марта стартовал молодежный конкурс журнала «Север» «Северная звезда»-2024

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 07-08, стр. 179

Мы из Союза

Николай КИРЬЯНОВ, ЭКОНОМИКА


В 2012 году Союзу лесопромышленников и лесоэкспортеров Республики Карелия исполнилось 15 лет. О том, в каких условиях было организовано это общественное объединение в нашей лесной республике, какие задачи ставит перед собой, какие проблемы решает, рассказывает один из создателей СЛЛ РК.

 

В 1992 году в финском реестре появилась фирма АО «Карелкон ЛТД», учрежденная акционерными обществами «Конела», «Карелия-Трейд» и «Кареллеспром». Основным назначением компании стало содействие организациям лесного комплекса Карелии и связанным с ним производствам в решении технических и коммерческих вопросов, а также поставка в Финляндию лесопродукции и закупка для предприятий-поставщиков в России машин, оборудования, запчастей, товаров народного потребления. Компания оказывала технические и юридические консультации и услуги.

Именно с помощью этой компании скандинавская технология лесозаготовок, которая сейчас достаточно хорошо развита в Карелии, пришла в нашу республику. В Финляндии закупались форвардеры, харвестеры, бензопилы – весь ассортимент необходимой техники для того, чтобы перейти на современную технологию лесозаготовок. Первыми деловыми партнерами компании стали Кондопожский, Ладвинский, Медвежьегорский и Шуйско-Виданский леспромхозы.

Вместе с этими предприятиями, к которым впоследствии присоединились предприятия Пудожского района Карелии, специалисты компании «Карелкон ЛТД» стали вырабатывать схемы переговоров и ценообразования, организовывать кредитные линии, искать формы сотрудничества. Все это было внове для российской экономики и для лесопромышленного комплекса в частности.

И все же в первой половине 90-х происходил процесс деградации предприятий, уменьшалась производительность труда, ухудшалось качество продукции, снижались фондовооруженность, технологическая культура, уровень квалификации работников отрасли. Бывшие леспромхозы и лесозаводы, реорганизованные в акционерные общества, потеряли связь между собой, вертикальное управление предприятиями тоже было разрушено.

В итоге они оказались беззащитными перед многочисленными государственными органами и их чиновниками, перед монополистами, такими как железная дорога, энергосистемы, структуры связи и т.д., которые беззастенчиво обирали акционерные общества, вели их к финансовому уничтожению, пользуясь несовершенством или отсутствием законов.

Как сказал известный специалист лесопромышленного комплекса Карелии Виктор Александрович Пладов в книге «Пладовы. Судьба и лес», при засилье чиновников-бюрократов, занимающих важные кабинеты этажей власти, отдельно взятому промышленному предприятию стало очень нелегко решать свои проблемы: письма, обращения просто-напросто терялись. Другое дело – большая общественная организация, включающая в себя несколько родственных предприятий. Решат проблему, не решат – бывает по-разному, но что наверху рассмотрят обращение общественной организации и дадут на него ответ – это однозначно.

 

В основу создания Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров заложена идея не только предприятий отрасли, но и смежников.

За последние до 1997 года пять лет в три раза сократился объем на лесозаготовках. Экономисты-рыночники говорили: неконкурентоспособные производства должны умереть. Но карельская древесина всегда была, есть и будет конкурентоспособна как внутри страны, так и за рубежом. Другое дело, что лесозаготовителей поставили в неблагоприятные условия. Надо было добиваться, чтобы положение было выправлено.

Тяжелые времена, в которых оказалась лесная отрасль, предопределили создание Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров. На отрасль свалилось слишком много проблем: вступление в рыночную экономику, выработка ресурса технического оборудования… Соответственно, и человеку труда уделялось мало внимания. Тогда возникла идея создания мощной общественной организации, которая выступила бы на защиту предприятий лесной отрасли и людей, в ней работающих. И вот три человека – Виктор Александрович Пладов, Владимир Алексеевич Ульянков и я – договорились зарегистрировать Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров (СЛЛ РК). Таким образом и появилась эта общественная организация, все годы своего существования выполняющая главную цель – защиту интересов человека труда.

Союз занимался актуальными вопросами лесного комплекса и на законодательном уровне, оказывал помощь на выборах в депутаты Законодательного собрания Республики Карелия кандидатам от ЛПК Карелии. Практически все они стали по результатам выборов депутатами. Этому помогла и созданная в то же время Союзом при поддержке «Кареллеспрома» отраслевая республиканская газета «Лесная Карелия», бесплатно доставляемая на все предприятия ЛПК нашей республики.

Кроме того, наши представители были введены в ряд комиссий, созданных при правительстве РК, министерствах, комитетах, имеющих отношение к лесной отрасли. Занимались мы и организационной работой.

Острые проблемы ЛПК Карелии, требующие скорейшего решения, постоянно обсуждались на заседаниях правления Союза, в год проводится более двадцати таких заседаний. Нередко они носят расширенный характер: приглашаются специалисты, имеющие отношение к той или иной проблеме. На заседаниях правления вырабатываются тексты официальных писем, документов, которые согласовываются затем с членами СЛЛ РК и направляются в соответствующие структуры.

Главная задача Союза – защищать экономические и социальные интересы членов организации. И в первую очередь защищать их от несовершенства законодательства.

Потому Союз вносил свои предложения и поправки к проекту Лесного кодекса РФ, ряду постановлений правительства и нормативных актов, предложения о необходимости отмены вывозных таможенных пошлин на березовые балансы. СЛЛ РК принимает активное участие в подготовке предложений по изменению размеров пошлин, методик выполнения измерений, дифференциации кодов древесины, определения объема экспортных лесоматериалов с корой.

Создавать экспертные группы, проводить оценку принятых документов Союз заставляет не всегда хорошая профессиональная подготовка приказов, нормативных актов. Зачастую ведомства только из собственных интересов оценивают действие положений документа, не учитывая общей ситуации.

Подобное, в частности, происходило с фитосанитарным контролем, мелкими лесонарушениями, штрафными санкциями за оставление недорубов и т.п. Так простым росчерком пера чиновников создаются дополнительные финансовые нагрузки на предприятия. Это говорит об отсутствии необходимой компетенции в органах государственного управления. В таких условиях лесопромышленник становится бесправным и развиваться не может.

О том, что эта проблема носит системный характер и что это признаки кризиса управления лесным комплексом, СЛЛ РК поставил в известность Президента России, направив соответствующее обращение в его адрес.

По вопросам, обсуждаемым на заседаниях правления Союза, видно, что особую озабоченность вызывает лесозаготовительная отрасль.

Анализ показывает, что большинство реформ, реализованных в последние годы, осуществлялось за счет ухудшения финансового состояния лесозаготовительных предприятий. Происходит это в результате роста размера лесных платежей и цен на услуги лесного хозяйства, повышения цен на ГСМ, роста железнодорожных тарифов и многого другого, что снижает оборотные средства на 40–50 процентов и приводит к убыточности предприятий.

СЛЛ РК считает, что лесозаготовительная отрасль является фундаментом лесного комплекса, первая стоит в технологической цепочке и с нее надо начинать модернизацию лесной отрасли.

Неполное освоение расчетной лесосеки, заготовка в Карелии всего 5 миллионов кубометров древесины в год являются следствием слабого развития дорожной сети. В Карелии плотность лесных дорог составляет 2,8 километра на тысячу гектаров, что в 5 раз меньше нормативной потребности. Проблема строительства лесных дорог для обеспечения оптимального уровня плотности дорожной сети является давно назревшей задачей, которая требует государственной координации и поддержки.

В Карелии транспортная инфраструктура лесного фонда развита слабо в связи с тем, что лесозаготовки, в прошлом – основной вид промышленной деятельности региона, велись на сплав по воде или были привязаны к временным транспортным путям – узкоколейным железным дорогам, «лежневкам», зимникам. В результате ограничена доступность значительной части пройденной рубками территории для ведения лесного хозяйства.

В первую очередь необходимо установить статус дорог в лесу. В этом направлении Союз давал свои предложения о введении единого статуса дорог в лесу и предлагал лесохозяйственные и лесовозные дороги объединить в один разряд – лесные дороги. Следует перейти с принятого сегодня  краткосрочного планирования дорожного строительства, когда дороги строятся в основном только для текущей заготовки по рубкам главного пользования, на новый долгосрочный подход.

С интенсификацией лесопользования и увеличением объемов рубок промежуточного пользования и лесоводческих работ оптимальной становится постоянная и равномерная дорожная сеть, так как, в принципе, все насаждения будут посещаться несколько раз за время оборота. Планирование сети лесных дорог должно быть составной частью общего лесохозяйственного планирования. Мы считаем, что должна быть разработана стратегическая республиканская программа строительства лесных дорог с определением конкретных источников финансирования как со стороны лесопользователей, так и со стороны государства за счет бюджетных средств.

Проблему освоения лесных территорий надо решать через передачу леса в концессию, соответственно создав реальные условия для ее претендентов. А все имеющиеся финансовые возможности государства надо направлять на решение совместных проектов с бизнесом по строительству и реконструкции лесных дорог на тех территориях, где сегодня осуществляется лесохозяйственная и лесопромышленная деятельность. При этом надо ставить цель не только повышения доступности лесного фонда, но и доступности для осуществления лесохозяйственных мероприятий, что не менее важно.

Не умаляя значения строительства лесных дорог, на наш взгляд, необходимо взаимоувязывать эту проблему с ролью транспортной составляющей в экономике республики. Работа над этим требует системности, этапности, долгосрочности и координации, так как экономичность транспортных затрат зависит от системного выбора вида транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного), состояния дорог, вместимости транспортных средств, уровня тарифов и цен на перевозки.

Все это невозможно решить без участия государства и бизнеса. В настоящее время республике передано большинство полномочий по управлению лесами, и, чтобы решить задачу устойчивого лесопользования, необходимо изменить существующую практику управления лесным хозяйством.

Сегодня она основана на рубках главного пользования, что не позволяет использовать потенциал выхода древесины и обеспечить оптимальный ее прирост. И здесь помогли бы правила рубок в лесах Карелии.

Союз предпринимал меры в этом направлении, и силами временного творческого коллектива в составе специалистов КарНИИЛПКа и Института леса был разработан проект региональных правил рубок леса и лесовосстановления. Однако по непонятным причинам Федеральное агентство лесного хозяйства не проявило заинтересованности в региональных правилах. Сейчас появился проект федеральных правил рубок, следует высказать предложения и замечания к нему. Переход к новым правилам рубок позволит улучшить уровень лесозаготовок, механизировать этот процесс, решить проблемы лесоведческого и экологического характера.

Выход на внешний рынок предприятий лесного комплекса, экспорт машин и оборудования, появление новых нормативных и регламентирующих документов выявили ряд трудностей в работе лесоэкспортеров.

Это касалось как экспортирующих организаций, так и таможенных, налоговых, финансовых и других органов. Требовались грамотные экспертные оценки документов, толерантные действия сотрудников, опыт и знания внешнеторговых работников.

Это был трудный период, период роста экспортной и импортной продукции, валютных бартерных операций, появления законов, нормативных актов, указаний, постановлений, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

К сожалению, приходится констатировать, что интересы органов госуправления и экспортеров-импортеров в ряде случаев не совпадали. Защитить лесопромышленника было некому.

Союз стал брать эту миссию на себя, привлекая профессионалов – инженеров, экономистов, юристов, внешнеторговых работников – к оценке документальной базы.

Практические встречи с таможенниками, налоговыми, правоохранительными органами позволили внести изменения в форму и содержание контрактов, технических условий, финансовых документов.

Союз реагировал на высокий уровень экспортных пошлин на древесину, сокращение таможенных постов, применение индикативных цен, на соотношение массы и веса товара, на введение 14-значных кодов на древесину и многое другое.

Некоторые наши предложения нашли понимание и поддержку. К ним относится, например, восстановление работы Медвежьегорского и Прионежского таможенных постов. Письмом ФТС также признано, что первоосновой сделки являются фактически уплаченная цена и ряд других предложений.

Визитной карточкой СЛЛ РК у нас в Карелии, в России и за рубежом является проведение соревнований «Лесоруб». В 2012 году соревнования состоятся в пятнадцатый раз.

Большая организационная работа Министерства по природопользованию и экологии РК, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РК, профсоюза лесных отраслей, ОАО «ЛХК Кареллеспром», ЗАО «Шуялес», фирм «Хускварна», «Джон Дир Форестри» и других компаний позволяет ежегодно проводить соревнования на высоком уровне.

В настоящее время в состав Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Карелии входят несколько десятков членов.

Не располагая штатом, правление СЛЛ РК в своей работе опирается на членов Союза, актив, привлекая к экспертной аналитической работе профессионалов-специалистов лесного комплекса.

И все же в составе Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РК представлен не весь лесопромышленный комплекс республики. Нам надо искать представителей комплекса с активной позицией, объединять усилия, настойчиво и более профессионально искать формы конструктивного диалога с властью.

Наша главная задача остается прежней – корпоративная защита интересов работников лесной отрасли.

 

Назад