Акция Архив

«Северная звезда»-2024

«Северная звезда»-2024

3 марта стартовал молодежный конкурс журнала «Север» «Северная звезда»-2024

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


Вениамин Слепков – интервью с Еленой Пиетиляйнен: «Поэт – не бесполезный человек на земле»

Пиетиляйнен - к интервью.jpg
24.06.2012

Елена Пиетиляйнен давала интервью не раз. На конкурсе «Учитель года» в Москве она не только стала лауреатом, но и получила приз симпатий прессы. В последние годы в российских и карельских газетах публиковались интервью с ней как с главным редактором журнала «Север». Но еще одна грань ее жизни пока не часто находила отражение в газетных материалах. Елена Пиетиляйнен – поэт. Ее стихотворения публикуются в журналах и сборниках, побеждают в конкурсах, вскоре выйдет новая книга. Мы попросили ее рассказать о своем творчестве.

 

- Я писала стихи с тех пор, как  научилась писать. Недавно пересматривала свой архив, нашла тетради со стихами и сказками, написанными во втором классе. Первое стихотворение было опубликовано в газете «Комсомолец» когда мне было 13 лет. Но мысль о том, что творчество может стать профессией, пришла позднее. Хотя на филологический факультет Петрозаводского университета поступила с целью заниматься литературой.

- Почему же по окончании университета Вы выбрали педагогику?

- Я пишу камерную лирику, говорю о том, что происходит в душе человека. В советское время литературные консультанты в своих ответах из редакций указывали, что молодая девушка должна писать о стройках коммунизма, о комсомоле, а не о грусти, любви, о печали, о разлуках, о потерях. Я понимаю, что тогда литература развивалась во многом за счет государственного заказа. Государство оплачивало существование той литературы, которая была нужна государству. И после окончания университета по распределению я уехала в поселок Чупа на север Карелии. В то время мне казалось, что именно педагогикой мне и предстоит заниматься, а литература останется хобби на всю жизнь.

- Когда это мнение изменилось?

- В девяностые годы стал меняться социальный слой, установки, приоритеты общества. В 1991 году в журнале «Юность» я прочитала объявление о международном конкурсе поэзии. Его проводили министерство культуры Российской Федерации и Литературный институт им. Горького. Наградой победителям была публикация в сборнике, выходящем в Москве. Я отобрала несколько стихотворений, написанных в разные годы, и отправила их в Москву. Через год получила двухтомник «Глагол» со стихотворениями лауреатов и обнаружила в нем свои стихи. Это была невероятная радость!

Тогда, наверное, я впервые подумала о том, что имею право называть себя поэтом. А затем густо пошли публикации. В 1995 году вышел альманах «Мария», в который вошли мои стихотворения. Состоялись публикации в газетах, журналах, сборниках, стихотворения прозвучали по радио. Личная лирика уже не казалась не современной.

- Но Вы не оставили педагогику?

- В 1996 году я участвовала в российском конкурсе «Учитель года» и стала победителем среди словесников России. Я осознанно занималась педагогикой и не жалела о своем выборе. Серьезный подход к профессии позволил и одержать победу в профессиональном конкурсе, и стать кандидатом педагогических наук.

На конкурсе в Москве я проводила урок по веселой теме «Мир уцелел, потому что смеялся». Ученики и члены жюри хохотали весь урок. Коллеги оценили и мой общительный характер, и потому были удивлены, когда во время встречи, на которой все рассказывали о своих увлечениях, я стала читать свою грустную лирику. За конкурсом наблюдали не только педагоги, но и журналисты, издатели. И тогда мне предложили подумать об издании книги в Москве.

В 1996 году этому предложению не суждено было реализоваться. Помните то время – развал, разруха. Не только издательства, все предприятия меняли планы, прекращали деятельность. Но тогда я собрала рукопись первой книги, отобрала для нее стихотворения. И, получив премию Президента России, которой награждались лауреаты конкурса «Учитель года», я издала книгу «Оттаявший свет» здесь.

- Уже эта книга была очень тепло встречена читателями и профессионалами. Редкий случай, когда поэт проявляется столь неожиданно. Обычный путь – литературные объединения, обсуждения рукописей на секциях Союза писателей…

- Армас Иосифович Мишин, редактировавший мою первую книгу, очень удивлялся тому, как я могла писать, практически лишенная общения с литературной средой. Живя в Чупе, я не могла посещать вечера поэтов, литературные объединения, не выезжала на совещания молодых писателей.

Расскажу одну историю. Недавно профессор Петрозаводского университета Татьяна Мальчукова отмечала юбилей. Я, среди многих ее учеников, поздравила ее и напомнила случай, произошедший, когда я у нее училась. Татьяна Георгиевна на втором курсе у нас вела спецкурс «Анализ поэтического текста». Я безумно любила этот спецкурс. Однажды я провела анализ стихотворения Пушкина «Что в имени тебе моем», тетрадочку со своей работой сдала ей. А когда получила тетрадочку обратно, увидела в ней письмо от Татьяны Георгиевны. Она писала: «Дорогая Лена! Не знаю, пробовали ли вы сами писать стихи, но то, как вы понимаете и чувствуете слово, дает основания утверждать, что литература – это ваше, и стоит посвятить ей свою жизнь» В годы жизни в Чупе я часто перечитывала это письмо, оно помогало мне продолжать работу.

С одной стороны, мне не довелось в те годы общаться с коллегами-литераторами, но с другой, образование филолога позволяло понимать и чувствовать и недостатки, и достоинства стихотворений. А некоторые писатели сейчас говорят, мол, может быть, и хорошо, что я не могла тогда посещать литературные кружки и объединения, это позволило сохранить собственную индивидуальность.

- Вас легко приняли коллеги по цеху?

- Когда вышла первая книга, я была удивлена, что с ней меня сразу приняли в Союз писателей. Сначала здесь – в Карелии, а затем в Москве. Тогда я увидела, как изменились времена.

В 2003 году в Москве вышла книга «Время дождей». Эта книга разошлась очень быстро. В магазинах мне говорили, что у нас карельские поэты не востребованы, дескать, читатели покупают по две книги в год. Но это оказалось не так, через год тиража уже не было. Я увидела, что не только в профессиональных кругах мои стихотворения востребованы, но и читателям они нужны. Видимо, за годы, когда издатели отодвинули поэзию на второй план, люди истосковались по живому стихотворному слову. Причем, я увидела, что читают не только женщины, но и мужчины.

- Как Вы относитесь к терминам «женская литература», «женская лирика»?

- У женщин и мужчин есть свои особенности мировосприятия. Было бы странно, если бы литература была бесполой, мы же думаем по-разному, чувствуем по-разному, поступаем по-разному. Поэтому я нормально отношусь к тому, что мои стихотворения называют женскими, ничего оскорбительного в термине «женская литература» не вижу.

Мужчины чувствуют и переживают то же, что и женщины, и в их творчестве находит отражение любовь, разлука. Но мне кажется, что мужчины в поэзии более конкретны. В их стихотворениях, как правило, есть сюжет, сразу понятно, о чем идет речь. Читая, зрительно представляешь картину. Женские стихотворения строятся иначе. В них на первом месте – чувство, и читатель угадывает, в результате каких событий это чувство могло возникнуть.

В свое время в республиканской Школьной академии для одаренных детей я вела предмет «Литературное творчество». Однажды предложила ребятам поразмышлять о том, что заставило поэта написать стихотворение. Прочла свое «Никто никому не нужен»:

Лишь под железною кровлей

Пустующий дом обескровлен

Бездомной воинственной стужей…

Ребята говорили, что автор, видимо, пережил разлуку, расставание с близкими людьми или с любимым, одиночество. На самом деле в жизни автора этих событий может не произойти. Но что-то заставило его испытать это чувство, чувство-то реально было! И я рассказала о том, что произошло в действительности. Во время одной из поездок из Чупы в Петрозаводск, шла по Первомайскому проспекту и увидела дом, с пустующими окнами, с провалившейся кровлей. Вид этого дома, который, видимо, готовили к ремонту, и вызвал ощущение, отразившееся в стихотворении.

- Между выходом Ваших книг – большие перерывы. Очевидно, Вы не гнались за их количеством. Некоторое время назад литературная общественность в кулуарах широко обсуждала Ваше решение снять рукопись своей книги с республиканского конкурса, где она могла бы получить финансирование.

- Когда был объявлен конкурс, я заявила на него рукопись своей новой книги. Но начались обычные разговоры: «Денег мало». Тогда я посчитала для себя некорректным участие в конкурсе. Подумала, что главный редактор журнала «Север» может подождать. Тем более, говорили, что под угрозу был поставлен выход в свет антологии карельской поэзии «Дерево песен», которую составил Александр Валентик. Тогда я написала в министерство культуры письмо, отметив в нем, что снимаю с конкурса свою рукопись в пользу этой антологии. Я не жалею об этом. Думаю, что в мире все взаимосвязано, хотя мы не всегда можем увидеть эти связи. Но прошедший год стал для меня очень плодотворным. Мои стихотворения стали активно выходить в столичных изданиях. Состоялись публикации в «Литературной газете», в «Литературной России», в «толстых» журналах. Вошли в сборник «Планета поэтов». В этом сборнике были представлены стихотворения поэтов из сорока стран мира, среди десятка российских авторов оказалась и я. Недавно  стала лауреатом международного поэтического конкурса «Золотое перо - 2009», стихотворения вошли во Всероссийский альманах «День поэзии - 2009». Нашлись спонсорские средства и на книгу, которая должна выйти в этом году. Она будет называться «Предощущение».

- «Предощущение» чего?

- Когда я искала название книги, прочла стихотворения насквозь. Увидела, что во многих стихах встречаются слова «предощущение», «предчувствие» либо их синонимы. Может быть, это предощущение счастья, предчувствие перемены… И вообще любая поэзия – это предощущение, интуитивное познание мира.

Мне кажется, что многие события в моей жизни были предощущением чего-то. Могла ли я знать, когда писала стихотворение «Никто никому не нужен», навеянное видом старого дома, что именно в этом доме я буду через несколько лет жить? Тогда мне показалось, что в этом доме должна жить семья, там должен быть свет. Возникло очень искреннее ощущение тоски, разрухи. Теперь в нем живет моя семья. Может быть, тогда интуитивно я почувствовала, что смотрю в окна будущей собственной кухни?

- То, что Вы пишете лирику, не создает ощущения обособленности от мира?

- Когда вышла моя первая книга, я жила в Петрозаводске. Однажды на улице встретила женщину, которая шла, читая эту книгу. Она узнала меня по фотографии, подошла, сказала: «Вы - автор? Поразительно, вы будто про меня написали!»

Человек, даже испытывающий душевный разлад, читает стихи, находит в них отражение своих чувств, и это позволяет ему не чувствовать себя одиноким. Поэтому поэт – не бесполезный человек на земле.

Вениамин СЛЕПКОВ