Акция Архив

ПОДПИСКА на "Север"

ПОДПИСКА на "Север"

Подписку на журнал "Север" можно оформить не только в почтовых отделениях, но и через редакцию, что намного дешевле.

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 11-12, стр. 204

«Творческая мастерская»: 25 лет искренности

Мария КРАУКЛИТ, К юбилею театра «Творческая мастерская»


Мария КРАУКЛИТ

г. Петрозаводск

«Творческая мастерская»: 25 лет искренности»

16 ноября 2013 года исполняется двадцать пять лет Театру драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». Четверть века в строю, как говорили раньше. Много это или мало? Для театра, возникшего в конце восьмидесятых, когда появление любого нового профессионального коллектива могло произойти только с санкции властей, для коллектива, который встал «наперекор ветрам» и пошел по пути наибольшего сопротивления, – это большой, серьезный срок жизни. «Творческая мастерская» – театр, выросший из студийного замеса. Он возник не по велению сверху, а по любви, по свободному волеизъявлению группы актеров-единомышленников. Первыми кирпичиками фундамента будущего театра стали принципы творческой демократии, «круговой поруки добра», как говорили они, основатели театра, создатели спектакля «Завтра была война» по повести Бориса Васильева.

Их было восемь человек – актеров Русского драматического театра КАССР. Перечислим их поименно: Олег Белонучкин, Людмила Живых, Елена Бычкова, Владимир Мойковский, Людмила Зотова, Геннадий Залогин, Галина Москалева, Тамара Румянцева. Вскоре к ним присоединились Александр Лисицын, Людмила и Валерий Баулины, немного позже – Валерий Чебурканов. Это были ведущие, уже состоявшиеся, любимые карельским зрителем артисты, на которых многие годы держался репертуар Русской драмы. Что же заставило их, любимцев публики, уйти в никуда? Гражданская и человеческая позиция. Смелость. Честность по отношению друг к другу и к профессии. Желание быть, а не казаться. Ведущим актерам Русской драмы стало тесно в стенах «каменного театра», им хотелось возродить живое чувство театра, хотелось говорить со своим зрителем о главном во времени и в себе, тем более что страна жила предчувствием перемен – на дворе стоял 1985 год…

Но еще до больших перемен в стране в маленьком  зале  Дома  актера  СТД  Карелии  к    23 февраля эта группа актеров сыграет подготовленный своими силами спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Спектакль литературного театра, который игрался почти без декораций – восемь актеров, восемь стульев и патефон – произвел в городе эффект разорвавшейся бомбы.

На него пошел зритель, взволнованный, неравнодушный. «Завтра была война» стал глотком свежего воздуха в театральной ситуации Петрозаводска середины 80-х. Это был правдивый и живой разговор актеров с залом «с глазу на глаз» о нашей недавней истории, о молодых людях, вынесших на своих плечах ту страшную войну. Это был разговор о нравственном выборе, который совершает молодой человек, вступающий в жизнь. «Завтра была война» и ее создатели оказались нужными наступающему новому времени. Спектакль просили сыграть еще и еще, актеров приглашали в институты, в КБ, в залы библиотек, в которые набивалось так много народу, что всегда было тесно и не хватало мест… О постановке стало известно за пределами Карелии. Актеров приглашали в СТД Москвы и Ленинграда, спектакль увидел автор повести – замечательный российский писатель Борис Васильев. Он смотрел спектакль с увлажненными глазами и сказал дорогие для актеров слова: «Да, это мой 9-б!»…

Затем были годы становления, годы борьбы за право на существование нового коллектива. Актеры зарождающегося театра несколько лет были бездомными, играли чаще всего на сцене Дома актера, в залах ДК и предприятий, сами себе были и реквизиторами, и гримёрами, и художниками, и монтировщиками. Не было денег, перспективы были весьма туманны, но сколько же веры в своё дело и энтузиазма, сколько товарищества было тогда!.. Литературный театр при Доме актера СТД Карелии, театр-студия, Карельский филиал Всероссийского объединения «Творческие мастерские» – вот этапы становления «Творческой мастерской». Появлялись премьеры: «Печальный детектив» по В. Астафьеву, «Передай дальше» А. Никольской, «Княжны» А. Мишарина. Продолжалось триумфальное шествие спектакля «Завтра была война». Коллектив заметили и горячо поддержали выдающиеся театральные деятели страны: М. Ульянов, В. Урин, В. Мальцев, К.Баранов, М. Эскина, М. Неронский, Ю. Косарева. После пятидесятого представления спектакля «Завтра была война», которое с огромным успехом прошло в СТД Москвы, Михаил Александрович Ульянов предложил молодому театру стать Карельским филиалом Всероссийского объединения творческих мастерских, театрального движения, которое разворачивалось в это время по всей стране. Таким образом, был получен долгожданный официальный профессиональный статус. В память о своих «прародителях», поддержавших нас в самый трудный период, театр стал называться именем, по которому его знают теперь: «Творческая мастерская».

Следующим важнейшим этапом в истории «Творческой мастерской» было обретение театром художественного лидера. Летом 1988 г. по инициативе Олега Александровича Белонучкина, сыгравшего важнейшую роль в становлении «Творческой мастерской», актеры пригласили возглавить свой коллектив народного артиста Литвы Ивана Петрова, опытного режиссера, известного в Карелии мастера, с которым они с успехом работали и в Петрозаводске, и в Волгограде, и в Вильнюсе.

16 ноября 1988 г. на сцене Национального театра состоялась премьера спектакля «Плаха» по роману Ч.Айтматова, режиссура и инсценировка Ивана Петрова. Этот день и считается официальным днем рождения нового драматического театра Карелии – «Творческой мастерской». В начале 1990-х «Творческая мастерская» обрела статус Государственного молодежного театра Республики Карелия и свой дом – сцену бывшего малого конференц-зала бывшего Дома  политпросвещения и там же – часть помещений, в которых разместились цеха и администрация.

В этих стесненных и мало приспособленных условиях театр «Творческая мастерская», ныне уже Театр драмы Республики Карелия (с 2010 г.), существует по сей день. Но тогда, после шести лет скитаний, обретение постоянного дома, своей сцены было величайшей победой: «ТМ» стала полноправным драматическим профессиональным театром Карелии.

Восемнадцать лет истории «ТМ» – с 1988 по 2006 г. – связаны с именем главного режиссера театра, народного артиста России и Литвы Ивана Петровича Петрова. За эти годы «Творческая мастерская» прошла путь от молодого театра-студии до зрелого профессионального драматического коллектива, с замечательным актерским ансамблем, богатым репертуаром, со своей художественной программой и особым узнаваемым «лицом», любимым и известным и в Карелии, и в театральной России. В театральную летопись страны вошли такие спектакли И.П. Петрова в «Творческой мастерской», как трилогия по А.П. Чехову («Дядя Ваня» 1996 г., «Три сестры» 1998 г., «Вишневый сад» 2002 г.), «Вдовий пароход» по И. Грековой и П. Лунгину 2000 г., а также спектакли сотрудничающего многие годы с «ТМ» московского режиссера, заслуженного артиста Карелии Андрея Тупикова: «Женитьба» Н.В. Гоголя 1997 г., «Зойкина квартира» М. Булгакова 1998 г., «Бесы» по роману Ф.М.Достоевского 2001 г. и другие.

Летом 2006 г. в жизни театра произошли большие изменения: отметив весной свой восьмидесятилетний юбилей, ушел в отставку главный режиссер и директор театра, народный артист России и Литвы Иван Петров.

Руководителем «Творческой мастерской», ее директором стал Александр Лазаревич Побережный-Береговский. Он привлек к сотрудничеству с театром новые творческие силы, режиссеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, композиторов. Это известные театральные режиссеры Борис Цейтлин, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России и Национальной театральной премии «Золотая маска»; Сергей Стеблюк, номинант «Золотой маски» за режиссуру; известный театральный художник по костюмам Михаил Воробейчик (СПб), сценограф Андрей Пронин (СПб) и др. Театр продолжает работать со своими давними соавторами: режиссером, заслуженным артистом Карелии А. Л. Тупиковым и балетмейстером И.К.Новик.

За годы руководства А. Л. Побережного-Береговского в афише театра появился ряд ярких, современных, разнообразных по тематике и средствам выражения спектаклей. Предметом особой гордости коллектива, его несомненными удачами стали спектакли «Гранатовый браслет» (пьеса Н.Климонтовича по прозе А.И.Куприна) в режиссуре Сергея Стеблюка, сказка для взрослых «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева в постановке Андрея Тупикова и экспериментальная по материалу комедия-триллер по пьесе Мартина МакДонаха «Королева красоты», режиссер-постановщик – Борис Цейтлин. Свой юбилейный сезон «Творческая мастерская» открыла громкой аншлаговой премьерой Бориса Цейтлина «Двое в большом городе» по мотивам пьесы Татьяны Москвиной «Па-де-де». Критики в оценке премьеры были единодушны: это успех яркого, театрального спектакля, успех живой, ансамблевой труппы и мастерской режиссуры.

В труппе театра тридцать актеров, среди которых заслуженный артист России и народный артист Карелии Владимир Мойковский, заслуженная артистка России и народная артистка Карелии Елена Бычкова, заслуженный артист России и Карелии Валерий Чебурканов, заслуженные артисты Карелии Тамара Румянцева, Людмила Зотова, Галина Москалева, Людмила Баулина, Валерий Баулин, Александр Лисицын, Дмитрий Максимов, Виктория Федорова, Юрий Николаев.

Среднее поколение – это молодые, но уже известные актеры. В их числе – Наталья Мирошник, Ирина Старикович, Светлана Кяхярь, Галина Дарешкина, Александр Овчинников и другие артисты.

Младшее поколение «Творческой мастерской» – молодые актеры, выпускники Петрозаводской консерватории им.А.К.Глазунова, мастерской Арвида Зеланда (2006 г.) Анна Паршина, Галина Пелевина и Евгений Костин и молодежная студия «ТМ», выпускники 2010 г. мастерской А.Л.Побережного-Береговского.

В Молодежной студии восемь актеров, они вводятся на роли в уже существующие спектакли репертуара, их занимают в новых постановках. Кроме того, Молодежная студия готовит свои собственные спектакли, которые входят в общий репертуар «ТМ».

6 марта 2011 года состоялась премьера первого самостоятельного спектакля Молодежной студии театра «ULTIMO cafе», пластической фантазии на  хореографические  темы  в  ритмах  аргентинского танго – драматической истории, сыгранной без единого слова (режиссер-постановщик Александр Побережный-Береговский, балетмейстер заслуженный артист Карелии Олег Щукарёв). Постановка вызвала к себе живой интерес зрителей и критики, уже в апреле 2011 г. спектакль «UITIMO cafе,» был приглашен участвовать в Международном фестивале пантомимы «Белая маска» и 19 ноября 2011 г. стал лауреатом этого фестиваля в номинации «Лучший дебют». В этой же номинации спектакль стал лауреатом Высшей театральной премии Карелии «Онежская маска» в 2012 г.

В театре существует еще одно направление, которое получило название «Живое слово»: это возрождение актерами «ТМ» театральной традиции создания чтецких спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики. Заслуженный артист Карелии Валерий Баулин, известный мастер художественного слова, создал целый ряд чтецких спектаклей, уже полюбившихся зрителю: «Метель» по А.С.Пушкину и музыке Г. Свиридова, «Герой нашего времени» по М.Ю.Лермонтову, «35 кило надежды» по рассказу современной французской писательницы Анны Гавальды, «Анна на шее» по рассказу А.П.Чехова. У В.Баулина есть «последователи» в труппе: несколько молодых актеров готовят сейчас чтецкие спектакли в рамках проекта «Живое слово». Звучащее художественное слово необходимо сегодня, особенно молодому зрителю, как никогда, поскольку в обществе сохраняется печальная тенденция потери культуры устной речи; чтецкие же программы и спектакли призваны прививать художественный вкус и наглядно демонстрируют силу, красоту и великолепие русского литературного языка.

Магистральная же линия «Творческой мастерской» остается неизменной на протяжении всех двадцати пяти лет – создание театра живого, современного, психологического, наполненного яркими, подлинными чувствами, которые вызывают искреннее сопереживание в зрительном зале.

Назад