Акция Архив

Литературная премия журнала "Север"

Литературная премия журнала "Север"

Лауреатами литературной премии журнала «Север» за 2023 год стали Анатолий Ерошкин (Петрозаводск – Краснодар), Егор Перцев (г. Олонец, Республика Карелия), Николай Полотнянко (г. Ульяновск).

«Северная звезда»-2024

«Северная звезда»-2024

3 марта стартовал молодежный конкурс журнала «Север» «Северная звезда»-2024

Позвоните нам
по телефону

− главный редактор, бухгалтерия

8 (814-2) 78-47-36

− факс

8 (814-2) 78-48-05


"Север" № 05-06, стр. 238

Новый завет по Мечеву

Армас МАШИН, Книжная полка


Армас МАШИН

г. Петрозаводск

 

"НОВЫЙ ЗАВЕТ" ПО МЕЧЕВУ

 

В Карелии издана книга «Новый Завет: Деяния апостолов. Послания апостолов. Апокалипсис»  с иллюстрациями Мюда Мечева. Над иллюстрациями к библейским сюжетам художник работал более двадцати лет.

Библейский цикл народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Мюда Мариевича Мечева насчитывает более одной тысячи работ. Репродукции примерно половины из них использованы в качестве иллюстраций в книгах Евангелие и Новый Завет, выпущенных петрозаводским издательством «Острова». Техника книжных иллюстраций – карандашный рисунок. Евангелие увидело свет в 2008 году, а Новый Завет стал заметной новинкой прошлого года. Это крупноформатные подарочные издания превосходного полиграфического качества. Две книги, по сути, двухтомник. Они части целого – большого книжного проекта. Авторы проекта жена и помощник Мечева Ольга Хлопина и главный редактор издательства «Острова» Юрий Шлейкин.

– Нынешний год можно назвать годом Мюда Мечева в Карелии, – напоминает Юрий Викторович. – Это год двух знаменательных дат. 31 августа Мюду Мариевичу исполняется 85 лет, а 65 лет назад он впервые приехал в Карелию. Тогда в Петрозаводске прошла первая выставка его эскизов на темы «Калевалы».

 

Шестьдесят пять «карельских лет»

 

В 1949 году в СССР отмечалось 100-летие выхода в свет полного издания эпоса «Калевала», и        20-летний студент художественного училища из Москвы принял участие в конкурсе иллюстраций к эпосу, который организовали в Петрозаводске. Вместе с полученной третьей премией стало возможным всерьез взяться за иллюстрирование «Калевалы». Отправляясь в Карелию, в мир «Калевалы», Мечев получил напутствие председателя Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР Отто Куусинена, который принял его у себя дома, в квартире на Метростроевской улице (сейчас Остоженка) в Москве.

С тех пор жизнь и творчество Мюда Мечева связаны с Карелией.

Нередко можно услышать, что нашу республику хорошо знают повсюду в мире. По мнению Ю.Шлейкина, это преувеличение: «Мир велик, многолик, очень многообразен, и далеко не все знают о нашей Карелии. Творчество Мюда Мечева, художника с большим международным признанием, пропагандирует Карелию, нашу культуру повсюду в мире – в Москве, Риме, Палестине…»

Мюд Мечев родился в Москве в семье художника Константина Пантелеева-Киреева и учительницы Марии Мечевой. Имя он получил в честь Международного юношеского дня, а отчество и фамилию – по маме. Сегодня Мечев один из самых ярких и известных российских художников. Бесспорно, он самый признанный художник, связанный с Карелией жизнью и творчеством. Лауреат государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, заслуженный деятель искусств Карелии, почетный гражданин Республики Карелия, отмеченный множеством российских и зарубежных наград. Автор более ста персональных выставок, прошедших на родине и за границей. Среди красивых пейзажей знаменитых городов – Москвы, Парижа, Рима, Хельсинки – на выставках произведений Мечева люди видят проникновенно лиричные карельские пейзажи. 

С начала 1960-х годов каждое лето Мюд Мариевич приезжает в Карелию, живет и работает в своем доме в местечке Зимник на онежском берегу близ Петрозаводска.

 В Петрозаводске в издательстве «Карелия» были изданы книги с его иллюстрациями. Они принесли признание художнику и прославили карельскую книжную отрасль. Это знаменитые издания эпоса «Калевала» и «Повести временных лет». В Зимнике, Петрозаводске, Карелии у Мюда Мариевича много друзей. Мои родители были в их числе.

Мне запомнились слова, услышанные много лет назад. Мечев вспоминал начало своей работы, жизнь в Петрозаводске в начале пятидесятых:

«Время шло – день за днем, неделя за неделей. Все было как обычно, но однажды утром я поймал себя на том, что опять ничего не сделал накануне: время проходит, а я еще ничего не смог сделать. От этого вдруг стало страшно: что, если жизнь пройдет, год за годом, а я так и не успею ничего сделать, и мне стало страшно от этой мысли. Тогда я определил себе план, программу на годы вперед. Теперь я знал и осознавал, что в жизни предстоит сделать».

 

«Архитрудное дело иллюстрировать Библию»

 

«Программа Мечева» – это каждодневный напряженный труд, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Большие циклы работ. Выпущенные в свет проиллюстрированные книги. Редкий художник может позволить себе роскошь десятилетиями работать над эпическими темами. Именно так создавал иллюстративные циклы Мюд Мечев.

Ему исполнилось шестьдесят лет, когда в начале 1990-х годов он приступил к созданию иллюстраций Библии. Работу над иллюстрациями к Новому Завету художник начал, закончив иллюстрировать Евангелие, в 2006 году. Выход в свет Нового Завета – итог большой работы.

Ведущие столичные искусствоведы высоко оценивают иллюстрации Мечева к Библии. Я хочу вспомнить оценки, сделанные земляком, петрозаводским искусствоведом и художественным критиком Евгением Калининым. К сожалению, он ушел от нас.

 Евгений Семенович был знаком с Мечевым и хорошо знал его творчество. Однажды мне довелось сопровождать Калинина в поездке в Зимник, к Мечеву. Они долго разговаривали в светлом ателье, и вскоре Калинин написал прекрасное эссе «Оружие Мечева». Когда вышло в свет Евангелие, слышал от Евгения Семеновича оценки иллюстраций этой книги:

– Архитрудное дело иллюстрировать Библию, и редко кому это удавалось. Мечев с этой труднейшей задачей успешно справился. В его иллюстрациях органически соединились экспрессия, эпичность и психологизм, и при этом художник во всем абсолютно индивидуален, неповторим. Создав многие сотни работ, он избежал повторений. Это особенно непросто при раскрытии темы «Народ и личность», при изображении людской толпы, большого обилия людей.

По мнению Калинина, Мечев достиг успеха и в изображении места действия, над которым словно спрессованы тысячелетия. Черно-белая цветовая гамма иллюстраций прекрасно передает тональность, ощущения. Так, белый цвет бумаги – словно яркое солнце, его ослепительный свет, заполняющий пространство. Наряду с черно-белым у Мечева есть цветные графические работы библейского цикла.

Перелистывая страницы Нового Завета, убеждаюсь: сказанное Калининым можно по праву отнести к его иллюстрациям. Они выполнены в той же технике. 

В книгах Евангелие и Новый Завет, выпущенных издательством «Острова», доминируют иллюстрации, а не текст. Это особые книги. И обычно их текст не читают подряд. Это обстоятельство подчеркивает роль и значение иллюстраций.

Макет обеих книг, созданный в издательстве «Острова» Александром Коломыцевым и Ольгой Ромашкиной, делает акцент на иллюстрациях.

Издательство очень серьезно отнеслось к выбору типографии для печати книг. Он был между несколькими отечественными и итальянской типографией. Выбор остановили на одной из типографий Санкт-Петербурга, обеспечившей высочайшее качество. Там напечатали сначала Евангелие, а потом и Новый Завет.

Как и Евангелие, Новый Завет издан при поддержке спонсоров. В случае с Новым Заветом это частные лица, а тираж книги 400 экземпляров. Для широкой продажи эта «элитная» книга не предназначена.

– Мы постарались сделать красивое издание, достойное величия Нового Завета, достойное иллюстраций большого художника. Хотели показать эти иллюстрации, обеспечив высокое качество, – говорит Ю. Шлейкин. – Кто знает, может, в будущем появятся доступные широкому кругу читателей издания Библии с иллюстрациями Мюда Мариевича – в России или за рубежом. Его творчество принадлежит людям, человечеству.

Назад